отдельные . но достаточно немаленькие тезисы статьи
Кроме того, натуральный мускус не входит в состав парфюмерно-косметической продукции по гигиеническим причинам.".
..Исторически, слово «мускус» происходит от санскритского muṣká, что значит «яичко», и относится к густому ароматному секрету апокринной железы, которой наделены самцы кабарги (Moschus Moschiferus), небольшого (10-13 кг) пугливого оленя, которого отличают клыки, длинные уши и отсутствие рогов. Разные виды кабарги живут в горной тайге и горах тринадцати стран Евразии: российская Сибирь и Дальний Восток, Монголия, Китай, Вьетнам, Корея, Непал, Индия, Афганистан и др. Мускус используется самцом, чтобы пометить свою территорию и привлечь самок для спаривания в декабре-январе. После спаривания кабарги, на самцов в феврале-марте открывается охотничий сезон, в России кабарга является охотничьим видом, с лимитом добычи 1500 голов в год (2009)....
"Лучшим по качеству мускусом считался тонкинский мускус из Китая и Тибета; следом шел мускус из Непала и Ассама, а мускус российской кабарги и китайской части Гималаев был наиболее распространенным и недорогим. В XIX веке мускусом торговали на Лондонской бирже. Чтобы получить килограмм мускуса, требовалось убить от 30 до 100 самцов, тинктуры мускуса были дорогим удовольствием для парфюмеров, мускус стоил в два раза дороже золота (на начало XIX века). ".
Однако феромоном в классическом смысле слова мускус назвать можно только для самок кабарги – мои многократные опыты с мускусом показали, что запах мускуса сам по себе не является триггером сексуального поведения человека. ""В чистом виде это острый и отталкивающий животный запах, с резким звериным аммиачным акцентом, напоминающим мочу. " "В отталкивающем аммиачном запахе появляется нечто притягательное, живое и порочное. Химическое сменяется теплым и естественным; острое и резкое – сладким, кожаным и бальзамическим, похожим сначала на кастореум, жирно-шоколадным, пудровым и землистым, сухим и маслянистым, орехово-древесным, влажным и потным."
"Мускусными (moschata) бывают и другие животные. Этим способом биологи помечают виды животных и растений, которые имеют сильный запах – мускусный бык (овцебык) или мускусный жук, мускусная крыса (ондатра) или мускусный аллигатор. Все они пахнут, но мускус здесь ни при чем. Овцебык, например, не имея специальных желез, пахнет так весь целиком; бобр и ондатра пахнут, выделяя из своих апокринных желез не мускус, а кастореум и циветтон соответственно; а аллигатор выделяет вещество феромонного типа со сладким запахом, похожим на запах розы."
"Мускусы балансируют и гармонизируют парфюмерную композицию, сглаживают шероховатости, очищают впечатление от аромата и продлевают его на долгое время; мускусы придают композиции объем, живость и тепло – в общем, создают стержень аромата.""Вероятно, сейчас нельзя встретить ни одного современного аромата, в котором не было бы мускусов вообще. Потому что на всех маркетинговых тестах выясняется, что покупателям нравятся ароматы с бОльшим содержанием синтетических мускусов (от 10 до 30% обычно, иногда гораздо выше), хотя они не всегда могут описать, что именно им нравится в этих ароматах."
"Синтетические мускусы появились впервые в XIX веке, и довольно случайно. Историю открытия в 1888 году Альберта Бауэра, который хотел найти способ получить мощную взрывчатку типа тринитротолуола, а получил сильно пахнущее вещество, можно считать редкой удачей."
"Нитромускусы – изобретенные Бауром в 1894-1898 годах мускус-амбретт, мускус-кетон, мускус-ксилол и придуманные в Givaudan Musk Tibetene, Musk Alpha и Moskene – стали первым мускусным поколением, главными мускусами в парфюмерии вплоть до 50-х годов ХХ века." Собственно с нитромускусов и начался тот самый обобщенный аромат мускуса, абстракция, имеющая теплый, сладковатый, пудровый аромат с мягким животным характером. Так описывали мускус-кетон, который был использован, к примеру в Chanel №5 – его особенным преимуществом был низкий порог восприятия, всего 0.1 нанограмма на литр."
"Мускус-амбретт имел, кроме мускусного, сильный цветочный оттенок фрезии, и потому при строгом его запрете в 1981 году, духи L`Air du Temps Nina Ricci так изменились: другой мускус – другой аромат." "Запрет нитромускусов был вызван их нейро- и фототоксичностью, высокой реактивностью и изменением цвета, а также слабой биоразлагаемостью и накоплением в природе. Однако сладковатый пудровый аромат нитромускусов нравился потребителям, они входили в состав легендарных ароматов и имели низкий порог восприятия – этим мускусам нужно было искать замену. "
Перечислим несколько синтетических макроциклических мускусов, второго мускусного поколения: Globanone (мускус с альдегидно-восковым оттенком), Velvione (мускус с теплым пудровым оттенком нитромускусов), Cosmone, Muscenone (сильный пудровый аромат, похожий на мускус-кетон), Nirvanolide (сильный и чистый пудровый сладкий мускусный запах с тонким животным оттенком). Два последних, Muscenone и Nirvanolide, используются парфюмерами XXI века для замены нитромускусов в ароматах прошлых лет." "Отдельно стоит упомянуть мускус Globalide (он же Habanolide), имеющий, кроме нейтрального мускусного фона, оттенки свежевыглаженного льна, древесины, металла и горячего свечного парафина. Он широко используется в создании так называемого «аккорда белых мускусов»." ..
....стали создавать новые полициклические мускусы, третье мускусное поколение." "Упомянем несколько из них: Traseolide, CelestolideCrysolide, FixolideTonalide, Vulcanolide, Versalide, и GalaxolidePearlide. Они, как правило, имеют сильный мускусный запах со сладкими, сухими, пудровыми и амбровыми оттенками; они очень стойкие, от 250 до 400 часов на блоттере; они дешевые – немудрено, что в конце ХХ века полициклические мускусы составляли три четверти всего объема мускусных веществ. " " Мускус с сильным и сладким цветочным ароматом [b]Galaxolide стал лицом многих ароматов 70-90-х годов, после того, как его ввела в моду легендарная София Гройсман в White Linen Estee Lauder; после этого появились Tresor de Lancome, Dune Christian Dior, Narciso Rodriguez for her, Curious Britney Spears, Clair de Musc Serge Lutens, и многие другие ароматы, основанные на Galaxolide…"[/b]
" Например, полициклическая молекула Cashmeran имеет сложный аромат с древесно-амбровым, кожаным и пудрово-мускусным аспектами, именно её называют как «кашемир» или «кашмирское дерево» в описаниях ароматов. " ..."ароматного вещества, имеющего теплый пудрово-мускусный аромат с оттенками фруктов и клубники. Вскоре оно ненадолго появилось на рынке под именем Cyclomusk ...
.Развитие группы алифатических и алициклических (иное название линейных) мускусов продолжилось с изобретением в 1990 году Helvetolide, мускуса с оттенком ежевики, груши и семян амбретты, и спустя 10 лет – Romandolide, деликатного мускуса с более свежим ягодным оттенком .Правда, не все из них можно назвать безопасными – существуют ограничения IFRA на оба из них, в связи с фототоксичностью и вредом для окружающей среды....
.Белый мускусный аккорд (white musk accord) – то есть сияющий белизной мускусный запах, с оттенком мыла и чистоты, был впервые создан Альберто Морильясом (Alberto Morillas) в аромате Emporio Armani White for Her (2001) для изображения чистого хлопка и льна. ....Затем, при создании Cologne Thierry Mugler (2002), Glow J. Lo (2002) и других ароматов, под белым мускусным аккордом стали понимать гармоничное сочетание нескольких макроциклических и алициклических мускусов. Такой аккорд дает ощущение неопределенной чистоты, вымытой белой ткани, свежести и пространства. Мыло и моющие средства, выглаженная горячим утюгом рубашка, горячий пар – опционально....
.В настоящее время исследования с целью поиска новых мускусных одорантов продолжаются. Так, в 2002 году, было сообщено о начале исследований нового класса, диеноновых мускусов. С тех пор исследования продолжаются, но на рынок одоранты пятого поколения группы еще не поступали....Новые мускусы должны быть нетоксичными и биоразлагаемыми, иметь высокую стойкость и химическую неактивность в разных средах, низкую цену производства и новые ароматные характеристики....Таким образом, идеальных синтетических мускусов пока не существует. Одни пахнут красиво, но слабовато, другие чересчур сильные и устойчивые, третьи могут нанести вред человеку или природе, четвертые пока очень дорогие в производстве. Дорогая синтетика, мускусные или амбровые молекулы, по-прежнему являются главной причиной высокой цены современных ароматов, причем чаще, чем дорогие эфирные масла и абсолюты цветов, которые используются в гораздо меньшем количестве, чем мускусы